КОНКУРС
XVII Открытый Школьный Конкурс Юных Музыкантов "Вверх по ступенькам"
Второй тур
На следующий день, а это было уже 20 декабря, также с утра, начался Второй тур. У нас было ощущение, что мы только-только успели переодеть концертное платье. Но рассуждать было некогда, надо было идти....
Порядок выступлений во Втором туре сохраняется в соответствии с номерами, полученными во время Жеребьёвки. Поэтому наш юный герой снова решительно и бесстрашно начал программу.
Однако здесь послышались первые неуверенные нотки. Такое впечатление, что дети только ко Второму туру осознали ответственность и их догнала волна волнения.... Вот как!
Последующие выступления подтвердили нашу страшную догадку. Те, кто прекрасно справился с выступлением в Первом туре, вдруг, совершенно неожиданно, стали допускать совершенно необязательные ошибки. Это было ужасно. Но не в том смысле, что "вот какой плохой ребёнок он не доучил, хотя ему говорилось....". А в том смысле, что было ужасно больно смотреть на малышей, которые не по-детски глубоко переживали свои неудачи. И уж совсем страшно было смотреть на реакцию некоторых взрослых.
Да простит нас почтенная публика, мы ни в коем случае не собираемся бесцеремонно влезать в чужие дела, которые нас никоим образом не касаются. Нет. Однако, мы просто хотим напомнить, что выступали ДЕТИ.
Дети, наши замечательные и самые талантливые, и самые красивые дети, которых мы любим всей душой. И даже если малыш ошибся, и даже (да простят меня преподаватели и профессионалы) если он "завалил" всё выступление - это не стоит, как говаривал классик, "ни одной слезинки ребёнка". Ему несчастному в такой момент как, никогда, требуется поддержка родителя. Обнимите своего малыша, поддержите его ласковым словом. Смягчите его острую боль. А потом, слышите? ПОТОМ, завтра, будете работать над ошибками.
Задайте себе простой вопрос: А вы смогли бы поменяться с ним местами, взять скрипку и выйти на сцену? Перед публикой играть наизусть.... Вот и всё. Ладно, мы опять отвлеклись.
В общем, были ошибки. И были ошибки у многих, у кого их совсем не ожидали. И это было ужасно горько и обидно. Атмосфера в зале, как нам показалось, стала напряжённой. И наша очередь пришла именно в этот момент. Слава Богу, у нас нашлись силы, и выступление прошло гладко. Не идеально, но без крупных сбоев и "катастроф". Нам помог опыт выступлений, качественная работа, и ещё у нас есть два секрета.
Мы с удовольствием ими с вами поделимся. Хотя, может это и вовсе никакие не секреты.
Итак, Секрет первый. Когда программа выучена наизусть или уже близко к этому, или за три-четыре дня до выступления, мы переходим в режим "проигрывания". Это значит, что после обязательных ежедневных занятий, мы начинаем играть программу, с которой надо будет скоро выступать, каждые два-три часа. При этом проигрывать начинаем по нотам, а затем повторяем без нот. Ребёнок в это время может, как молекула, блуждать по квартире, заглядывать в телевизор, смотреть в окно и прочее. Мы внимательно слушаем, кто бы чем ни занимался, и контролируем. Цель этого мероприятия проста - добиться механического и, может быть, частично неосознанного, исполнения, усилить мышечную память. При этом вся динамика лишь отмечается в уме или показывается минимально. Главное безошибочность и память пальцев. Темп ниже среднего. Таким образом удаётся наиграть пьесы почти до автоматизма, который поможет потом в случае сильного волнения.
Секрет второй. Мы придумываем себе как можно больше "выступлений". Если в зоне досягаемости нет несчастных, которых можно (а хоть и силком!) назначить слушателями, значит мобилизуются все игрушки. Устраивается "партер" из всех доступных средств для сидения. Игрушки хорошо, но они по возможности, разбавляются кем угодно: близкими, соседями, знакомыми, сантехниками, электриками, почтальонами - кем угодно! Надо создать иллюзию "настоящего" выступления. Затем родитель объявляет выступление, а ребёнок делает всё, что положено при этом. От и до. С поклонами и переглядыванием с несуществующим аккомпаниатором.
Очень полезно, если случается в дни конкурсов или экзаменов, чьи-либо дни рождения или любые другие многочисленные торжества. Домашний концерт в этом случае обязателен. Не для хвастовства (хотя кто ж не любит....), но прежде всего - для дела. И уж совсем хорошо, если появляется возможность настоящего публичного выступления.... Но, эту тему мы развивать не рискнём, поскольку не знаем, как к этому отнесётся наше "непосредственное руководство"....
Короче говоря, истина проста: если вы, лично вы, участвуете в жизни ребёнка самым плотным образом, тогда у него получится всё. Все дети талантливы. Абсолютно все. Что посеешь, как говорится, то и пожнёшь. Отсюда мораль, которую ещё давным давно сформулировал "дедушка" Крылов в басне про зеркало и обезьяну. Уж простите за натурализм.
Тем временем программа Второго тура была исчерпана и все страсти начали постепенно сходить на нет. Тут надо отметить ещё одно новшество этого года. На сцене появилась замечательная круглая коробка, куда можно было положить записку с именами или номерами самых понравившихся исполнителей. Можно было писать хоть всех и по пять раз. Мы отметили четверых. По результатам этого опроса будет присуждён Приз зрительских симпатий. Нам идея очень понравилась.
Вот и всё. Теперь томительное ожидание результатов. 23 декабря состоится Закрытие Конкурса, объявление результатов Конкурса с вручением всего, что и кому положено, а также концерт лауреатов....
Будем ждать и надеяться.