ОБМЕН ОПЫТОМ
Семинар у Профессора
Наступил октябрь, осень давно уже хозяйничает за окном, а мы вот только что завершили "прохождение разгонной траектории". Дело в том, что после летних каникул вообще тяжело впрягаться в регулярную работу. А тут ещё "приключения" с расписаниями - необходимо согласовать и утрясти порядок учёбы сразу в двух школах.
Каждый год это выливается в порядочную нервотрёпку. Такое впечатление, что каждый год не только старший оркестр терпит катастрофические потери в музыкантах, которые закончили обучение в Школе. Но, чудится, что, и преподавательский состав переживает такие же масштабные потрясения.
Графики составляются по непонятной логике, и боюсь, что превалирует принцип "джунглей" и "мирового хаоса". Тут, конечно, надо быть специалистом, но возникает вопрос: неужели ядро прошлогоднего расписания никак не сохранить? Понятно, что изменения происходят, но принципы "старшие - позднее" и "лучшим - лучшее" могли бы вполне примняться на практике. И уж конечно, все подобные вопросы должны решаться "строгой рукой" преподавателя на специальном родительском собрании на основе целесообразности и справедливости....
Вот мы, например. Живём рядом и всегда готовы или уступить более позднее время тем несчастным, которые в силу удалённости вынуждены "жить" в школе или поменяться на другое время, что бы выручить преподавателя. И уж естественно, мы считаем, что прийти на родительское собрание вовремя и уважить преподавателя - святое дело чести. А ведь некоторые, простите за прямоту, считают, что можно позвонить с дачи (неохота вовремя в город возвращаться) и бесцеремонно "забить" лучшее время....
В общем "ужасы" закончились и уже две недели как мы живем по, наконец, устоявшемуся расписанию. И только мы начали размеренную жизнь, как прогремело известие - мы едем к Профессору! Что, где, когда? Кто профессор? Однако со временем ситуация прояснилась и мы в назначенное время отправились через весь город на семинар для учителей.
Пришлось в срочном порядке извлекать на свет Божий концертный костюм, в ужасе, что мы из него выросли. Стирка, глажка, стрижка, отмывание летнего "загара", в общем под вечер все были "готовы".
И вот, рано утром, мы прибыли в дружественную школу к Профессору на семинар. Действительно, молодые педагоги привезли показать своих детей и обменяться опытом по поводу их текущего состояния. Правда, надо заметить, что пианистов было всего четыре человека.... Это на весь город. Но, мероприятие новое, лиха беда начало....
Профессором оказалась очень спокойная и знающая женщина с полувековым, без преувеличения, опытом педагогической работы. Её манера держаться и общаться с детьми и взрослыми сразу же вызвала симпатию своеи естественностью и "прочностью позиции". Спокойно, уверенно и с огромным знанием дела Профессор "считывала" незнакомых ей детей, делала "эксперсс-анализ" и на глазвх у изумлённой публики выдавала рекомендации, точно соответствовашие статусу-кво испытуемого. В общем, эту практику хотелось бы развивать и дальше. Нельзя просто так отказываться от такой роскоши, как профессиональное общение с человеком-источником сокровенных знаний.
Мы, как самые старшие были оставлены "на потом". Семинар проходил в свободной форме. В малом зале преподаватель с учеником выходили на сцену, исполнялись два произведение. Затем Профессор разбирала "увиденное по костям", беседовала с учеником и педагогом. Все присутствующие, а кроме детей были ещё и педагоги без учеников, могли слушать и задавать вопросы.
Тут стало очевидным, что такого рода события надо готовить, чтобы повысить их эффективность. Может быть путём предварительного опроса преподавателей выяснить их нужды, структурировать их по темам и обсуждать темы на примерах конкретных учеников. В любом случает время Профессора очень дорого, поскольку даже неспециалисту было видно, как этот опытный преподаватель спокойно и "по делу" буквально по полочкам раскладывал каждого юного пианиста, на ходу выявляя его достоинства и недостатки уже свершившиеся и даже - потенциально возможные. В общем впечатление было произведено.... Неспециалисты ещё раз со всей очевидностью увидели, насколько глубок инструмент и необъятно поле деятельности на нём.
Из прозвучаших, особенно ценных моментов, мы бы веделили следующее. Во-первых, Профессор сказала, что ребенку, особенно маленькому, необходимо придумать образ для того произведения, которое он исполняет. Музыка слишком абстрактна для детей, и для осознанного проявления чувства необходимы подсказки. Всё что угодно - лишь бы нарисовать в воображении ученика какой-либо конкретный и узнаваемый образ, наделить его подходящими под характер произведения свойствами. И потом эти свойства "обыграть".
Во-вторых, не стоит увлекаться слишком сложными произведениями. Как с точки зрения техники, так и с точки зрения смысла, заложенного в него. Зал ахнул, когда юная пианистка, лет 6-7 от роду, затеяла исполнять пьесу "Цветок на могилу Шопена", а затем Баневича - про морскую ведьму и колдовство..... Как сейчас многие говорят, "было прикольно".... В последующем опросе выяснилось, что девочка даже не представляла кто такой Шопен, какова его музыка и когда он жил.
Зато мы щегольнули двумя малоизвестными, но весьма впечатлительными этюдами великих.... Прозвучало свежо и интересно. Мы также получили свою порцию замечаний, советов и рекомендаций. Надеемся, что всё что было сказано, будет принято в работу и учтено. Все возможности у нас есть. Надо только работать. Тем более, что в итоге мы получили от Профессора похвалу. А знающие люди сказали, что это не так-то уж и мало....